К вопросу о размещении товарных знаков на вывесках, в объявлениях и рекламе.

Как указывалось ранее в целях определения законности использования товарных знаков лицами, не являющимися правообладателями, подлежит оценке сам способ введения в гражданский оборот объекта индивидуализации.

Среди данных способов особо выделяется предложение к продаже, размещение на вывесках, объявлениях, в рекламе.

1. Размещение товарных знаков на вывесках.

Относительно использования товарного знака на вывесках практика неоднозначна.

Использование товарных знаков на вывесках не является нарушением, если:

1. товары, содержащие товарные знаки, куплены у правообладателя или официального дистрибьютора;

2. на товарах имеется законное воспроизведение товарного знака, нанесенное правообладателем;

3. использование товарного знака на вывеске лишь свидетельствует о том, что в данном магазине продаются оригинальные товары, продавец не указывает, что является изготовителем товаров.


Не допускается размещать товарный знак на вывеске если товарный знак охраняется по 35-му классу МКТУ.

Принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применим только в случаях введения хозяйствующими субъектами в гражданский оборот товаров, маркированных соответствующим обозначением, нанесенных непосредственно правообладателем или с его согласия.

Правила ст. 1487 ГК РФ применяются только в отношении товара, но не рекламы.

Суды часто указывают, что отсутствие оснований для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ, не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения его к гражданско-правовой ответственности, поскольку исключительное право не исчерпано.

Размещение товарного знака на товаре, вводимом в гражданский оборот, и размещение этого товарного знака в предложениях к продаже, в рекламе, на вывесках или использование его иными способами, перечисленными в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ, являются самостоятельными действиями по использованию товарного знака.


2. Размещение товарных знаков в объявлениях и рекламе.

Указание на сайте в сети Интернет товарного знака в рамках предложения к продаже оригинальной продукции, введенной в гражданский оборот с согласия правообладателя товарных знаков, не может быть признано незаконным использованием этих товарных знаков.

Обычно суды указывают, что реклама товара является неотъемлемой частью процесса продвижения товара и предложение товара к продаже, в том числе путем его рекламирования, невозможно без информирования потребителя о производителе товара и сфере его применения.

С учетом изложенного указание в рекламных каталога или в сети Интернет словесных обозначений является способом предложения к продаже оригинальной продукции, введенной в гражданский оборот с согласия правообладателя товарных знаков, в связи с чем не может быть признано незаконным использованием этих товарных знаков.


Кроме того, отсутствие товара в фактическом ассортименте и размещение на принадлежащем продавцу сайте фотографий продукции, изготовленной правообладателем с соответствующей маркировкой, с предложением о продаже не является введением товара в гражданский оборот и не входит в объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.


3. Некоммерческая демонстрация товарных знаков в сети Интернет, на выставках и ярмарках.

Некоммерческая демонстрация товарных знаков ничем не отличается от коммерческой.

Например, сам факт размещения в доменном имени обозначения, сходного до степени смешения с принадлежащим правообладателю товарным знаком, уже свидетельствует о нарушении исключительных прав. По смыслу содержания исключительного права правообладатель предметно выражает волю в отношении каждого правомочия по способу использования.

Использование товарного знака при адресации в сети Интернет является самостоятельным способом использования товарного знака, даже если сайт используется для продвижения введенных в оборот товаров и даже, если сам правообладатель предоставил право на использование товарного знака на изготавливаемой продукции. То обстоятельство, что сайт под доменным именем, содержащим словесный товарный знак, используется для продвижения исключительно товаров правообладателя, не исключает правомерность такого использования только с его разрешения .